|
После зимних протестов россияне требуют больше политических свобод и одновременно поддерживают Владимира Путина. Таковы итоги исследования вашингтонского центра Pew Research Center, согласно которому президенту России симпатизируют 72% граждан. Российские эксперты согласны с американскими в том, что критическое отношение к власти растет даже у лояльных лично Путину избирателей.
Исследование, проведенное в рамках проекта «Глобальные мнения» влиятельным вашингтонским исследовательским центром Pew Research Center («Пью Ресёрч Сентер»), охватывает все регионы России, в опросах, проведенных 19 марта - 4 апреля, участвовали более тысячи совершеннолетних граждан. Итоги исследования были опубликованы в конце прошлой недели.
Опрос зафиксировал смешанную реакцию общества на итоги думских и президентских выборов. Так, более половины опрошенных (56%) приветствовали митинги, прошедшие после декабрьских выборов в Госдуму. В том, что выборы главы государства были честными, уверены 47%, и лишь чуть более трети опрошенных придерживаются противоположной точки зрения.
Путин в любом случае остается самым популярным государственным деятелем. Примерно семь из десяти опрошенных (72%) симпатизируют ему. Только четверть (24%) респондентов занимают противоположную позицию.
Путин в особенности популярен среди женщин, людей в возрасте 30-49 лет и у лиц со средним образованием. В целом на отношение к нему влияют также позиция респондентов касательно экономики и отношения к социальной мобильности. Те, кто оценивает экономическое состояние страны положительно и считает, что занимает лучшее социальное положение по сравнению с родителями, склонны делать выбор в пользу Путина.
Премьер-министр Дмитрий Медведев не менее популярен. Две трети россиян положительно оценивают его деятельность, в то время как противоположную позицию занимают только 28%.
Таким образом, Путин и Медведев выделяются на фоне остальных фигур на политической авансцене России. К примеру, среди всех кандидатов на пост президента этой весной Путин единственный получил поддержку широкого большинства. По отношению к таким ветеранам политики, как лидеры КПРФ, "Справедливой России" и ЛДПР Зюганов, Миронов и Жириновский, преобладала неприязнь (соответственно 52%, 51% и 66% респондентов дали негативную оценку). Отрицательно большинство относятся и к бывшему кандидату в президенты, бизнесмену Михаилу Прохорову - 48%.
Демократия стала «важнее»
Как установили социологи, после выборов все больше россиян придают значение ключевым гражданским свободам и институтам. По сравнению с результатами 10-летней давности число россиян, которые оценивают пять из шести критериев демократии как «очень важные», удвоилось.
Как и прежде, россияне ставят на первое место по важности систему судебной власти, требуя от нее равного отношения ко всем гражданам (71%). По сравнению с 2009 годом увеличилось число людей, которые считают, что также важны подконтрольность военных гражданским (рост на 14% - с 27% до 41%), свобода прессы (рост на 12% - с 37% до 49%) и честный характер выборов (рост на 11% - с 41% до 52%).
При этом не особенно выросло число россиян, требующих расширить такие свободы, как свобода слова и вероисповедания. Пункты, касающиеся этих свобод, показали довольно скромный рост значимости за последние три года (на 7% - с 37% до 44% и на 5% - с 47% до 52% соответственно).
На фоне того, что число россиян, придающих значение гражданским свободам и институтам, увеличилось, сравнительно небольшое количество опрошенных считают, что обстановка в стране соответствует этим критериям. Примерно один из пяти опрошенных сказал, что в России существуют: справедливая судебная система (17%), честные выборы (16%), свобода СМИ (5%) и подконтрольные гражданским военные (14%).
Правда, как оказалось, те же самые люди, которые не признают СМИ свободными, считают при этом, что свобода слова в стране есть. Так, 28% опрошенных ответили, что в стране существует свобода слова, и половина (46%) согласились, что свобода вероисповедания не ограничивается.
Что касается вектора развития страны, то тут мнение россиян разделилось почти поровну: 46% утверждают, что довольны тем, как все идет, 45% - недовольны. Еще 9% не определились с позицией. Хотя мнения и разделились пополам, в целом настроение россиян улучшилось по сравнению с прошлым годом, когда только 32% были довольны развитием страны, а шестеро из десяти - нет. В действительности одобрение государственной политики вернулось к своим максимальным значениям 2008 года.
При этом число россиян, недовольных тем, как воплощаются демократические принципы, едва ли серьезно изменилось с прошлого года и составило 63%. Примерно треть (31%) ответили, что довольны, и 6% не дали определенного ответа.
Социологи увязывают ответ на этот вопрос с тем, как россияне смотрят на изменения в собственном благосостоянии за прошедшие пять лет. Почти половина (46%) из тех, кто оценивает эти изменения положительно, удовлетворены также и работой демократических институтов, в то время как только 22% из тех, чье положение ухудшилось, и 24% тех, чье положение не изменилось, дали положительный ответ.
«Твердая рука»
Что касается положения России в мире, то подавляющее большинство (73%) полагают, что страна заслуживает большего уважения со стороны других государств. Кроме того, исследование выявило устойчивые разногласия относительно этнического национализма. Более половины граждан (53%) заявили, что Россия должна быть «только для русских», и лишь 44% ответили, что многонациональность естественна.
Наряду с существованием этнической напряженности образ России как имперской державы до сих пор преобладает среди россиян. Большинство (44%) заявляют, что страна должна быть империей, с этой точкой зрения не согласны 31%, четверть не дали определенного ответа. В 2009 году примерно то же число (47%) заявили, что Россия еще может вновь стать империей. Сегодня, спустя ровно 20 лет после распада Советского Союза, этой точки зрения придерживаются 37%.
Примечательно, что не все сторонники Путина воодушевлены идеей имперской державы. Среди них лишь 45% полагают, что состояние империи естественно для России, и, однако, так же думают 43% среди противников президента.
Ключевой же вывод исследования гласит, что запрос на развитие демократии в России явно растет, однако большинству россиян по-прежнему гораздо важнее демократии их личный материальный достаток.
«Рост популярности Владимира Путина объясняется тем, что симпатии к его взглядам на экономику и отношение к социальной мобильности перевешивают несоответствие демократическим ожиданиям», - пишут заокеанские социологи.
По их мнению, «живя в постсоветское время, большинство россиян по-прежнему считают, что существование лидера, который управлял бы страной твердой рукой и решал возникающие проблемы, куда важнее, чем демократическая форма правления (57% и 32% соответственно)». «Подавляющее большинство убеждены, что в стране должны быть верховенство закона (75%) и экономическое процветание (71%). Фактически три четверти населения заявили, что предпочли бы сильную экономику стабильной демократии», - отмечают исследователи.
Российские социологи считают выводы Pew Research Center устаревшими, а саму постановку вопроса - некорректной.
«Неправильно спрашивать ребенка: ты за папу или за маму, спрашивать человека: вы за демократию или за экономическое процветание, - сказал гендиректор ВЦИОМа Валерий Федоров газете ВЗГЛЯД. - За последние 10-12 лет наша страна достигла такого уровня развития, когда хочется и того, и другого - и вместе взятого. А такое жесткое противопоставление работает только во времена глубокого кризиса, когда у человека нет возможности задуматься ни о чем, кроме как примитивного выживания: дотянуть бы до завтра».
По мнению гендиректора ВЦИОМ, «к счастью, у нас в стране уже другие времена», ровно поэтому люди хотят сегодня не только стабильной зарплаты, но и возможности свободно высказывать свое мнение, выбирать власть и спрашивать с нее.
«Они интересуются не только уровнем жизни, но и ее качеством. Этим и объясняются протестные акции последнего года и возросшая критичность в отношении к властям даже со стороны тех избирателей, которые вполне лояльны к власти и к Путину лично», - подытожил Федоров.
| |