Никита Михалков предложил ввести в школах факультативный курс кинематографа и сформировать программу из ста рекомендованных к просмотру фильмов. Эту инициативу комментирует культурный обозреватель «Вестей ФМ» Антон Долин.
Пожалуй, это первая за долгие годы инициатива Никиты Михалкова, которую хочется поддержать обеими руками, даже невзирая на то, что любую хорошую идею можно испортить дурным исполнением, особенно в России. А поддержка мысли Михалкова новым министром культуры Владимиром Мединским пока не кажется гарантией того, что предполагаемый проект доведут до ума, а не безнадежно испортят.
С другой стороны, критиковать только потому, что придумал Михалков, а поддержал Мединский, еще глупее. Идея-то отличная: показывать шести-семиклассникам кино. Программа должна стать факультативной, а не обязательной, фильмов в программе будет сто - видимо, для ровного счета.
Какие фильмы, как показывать - все это пока неизвестно, и потому здесь обсуждать нечего. Никита Сергеевич - человек активный, он может список составить и самолично, но, во-первых, дело все-таки слишком ответственное и сложное, проще и логичней будет поручить его команде экспертов - и результат может оказаться ничуть не более спорным, чем, скажем, нынешняя программа по литературе. А во-вторых, кто сказал, что Михалков составит плохую программу?
Даже самый слабый режиссер может оказаться прекрасным зрителем и знатоком - справедливо и обратное: скажем, составляя некоторое время тому назад свою сотню, Стивен Спилберг скромно включил туда только один свой фильм. Плюсы возможного нововведения очевидны. Литература для многих подростков сегодня - тяжкий и непосильный крест, они заранее ненавидят классику за то, что ее приходится читать, а потом еще и сдавать.
Кино же с детства в тех или иных формах знают и любят более-менее все дети. Разумеется, изучение в школе может отбить любовь к чему угодно, но трудно себе представить вменяемого ребенка, который возненавидит Чаплина или Гайдая. Вопрос, действительно, лишь в том, как эту программу составить.
Без Антониони пока обойтись, из Бергмана показать «Седьмую печать», из отечественного непременно «Иваново детство» и «Добро пожаловать или посторонним вход воспрещен». Фантазировать можно долго, но вот кое-что из области наук сравнительно точных: все психологи и социологи утверждают, что дети XXI века не способны воспринимать текстовую информацию в тех же объемах, что и рожденные в ХХ, а визуальные данные они воспринимают гораздо лучше.
Что до классики кино, то она по художественной глубине подчас не проигрывает литературной, а по части доходчивости и превосходит ее. Поэтому сама идея хороша: проблема в том, кто и как будет воплощать ее в жизнь. И это касается не только министерства образования, но и педагогов этого гипотетического курса, которых еще предстоит где-то найти и как-то воспитать.