|
Никита Михалков снимает картину по рассказам Ивана Бунина «Солнечный удар» и «Окаянные дни». К этой экранизации режиссер шел 37 лет. За 30 лет Михалков 11 раз переписывал сценарий от руки, чтобы уловить и почувствовать произведение. Съемки идут в городе Гороховец. Снимаются едва ли не все жители города. Режиссер делает ставку на малоизвестных актеров.
Давно горожан так не тянуло к русской классике, говорят библиотекари. В «темных аллеях» книжных стендов Бунина не отыскать. Его в Гороховце теперь читают запоем.
«Буквально вчера сдали эти книги, уже не новые, но мы знаем, что здесь есть и "Окаянные дни", и рассказ "Солнечный удар", которые так заинтересовали всех сразу», - говорит библиотекарь Ольга Алексеева.
Сам Гороховец - город с 800-летней историей - не узнать. Среди древних церквей и современных зданий, белокаменных монастырей и деревянных домов - будто островок дореволюционной провинциальной России - с небольшими улочками, чайными домиками, газетными киосками, почтой и телеграфом, совсем как у Бунина. И в воздухе, как писал Иван Алексеевич, пахнет всем, чем пахнет русский уездный город.
Превратить рассказ Бунина «Солнечный удар» в художественное кино Никита Михалков мечтал давно. Его завораживала история внезапной любви поручика и молодой женщины. В небольшом уездном городе (похожем на старинный Гороховец) они проводят всего одну ночь, за которой - расставание и мучительно долгий пустой день.
«Это просто воспоминания человека об удивительном, потрясающем, на всю жизнь запомнившемся любовном приключении. Но воспоминание это приходит именно тогда, когда понятно, что никогда уже, так сказать, ему этого не испытать», - объясняет свой замысел режиссер.
Но фильм не о любви, настаивает Михалков, а о том, как погибала Россия. В основе ленты еще и «Окаянные дни» Бунина. Жесткая публицистика, написанная свидетелем революции и всех ужасов Гражданской войны. Дневниковые записи, которые писатель вел в Москве и Одессе. В Советском Союзе «Окаянные дни» были запрещены.
В этом фильме зритель не увидит знакомых лиц - Никита Михалков делает ставку на неизвестных актеров. «Мне интереснее открывать», - объясняет режиссер. В главных ролях - Виктория Соловьева, которая от интервью отказывается, и молодой актер латвийского театра Мартиньш Калита. Роль русского поручика - его первая серьезная работа в кино. Белоснежный с иголочки офицерский китель сидит превосходно. Стесняет только прибалтийский акцент.
«Ну, пока начало только, - рассказывает актер. - Сцены посложнее - впереди. Очень нравится роль. И с Никитой Сергеевичем работать очень приятно, большой опыт для любого актера».
В Гороховце Михалков работает не первый раз. Пять лет назад здесь снимал «Утомленные солнцем-2». Тогда по улицам горожане разгуливали в телогрейках и солдатских шинелях. Сегодня переоделись в платья и широкополые шляпы, кафтаны и сапоги. Местные мужчины, приглашенные в кино, специально для съемок неделями не брились, отпуская щетину, бороды и усы - иначе бы не взяли.
«Вообще, поразительно профессионально работают, поразительно. Безропотно, без капризов, скандалов. Нужно - значит нужно! И они просто работают как настоящие профессионалы», - восхищается режиссер.
За каждый съемочный день хозяин Вороного, он же извозчик, получает приличный по меркам Гороховца гонорар - тысячу рублей в день. Правда, только с третьего дубля конь покорно тянет повозку по краю обрыва.
На фоне живописной панорамы Клязьмы снимают детали прощания героев. Пароход увозит незнакомку туда, где ее ждут супруг и трое детей. Саму сцену и волжские пейзажи Михалков будет снимать в швейцарской Женеве. В России не нашлось ни одного колесного парохода, который был бы на плаву.
В попытке оправиться от «солнечного удара», каким стало для главного героя это мимолетное чувство, поручик направляется к базару. Бродит по незнакомому городу, мимо торговых прилавков и салонных витрин. Съемки закончились, но кое-что из декораций с согласия режиссера останется здесь навсегда, став достопримечательностью маленького городка.
Будут еще съемки в Одессе, откуда родом те самые «Окаянные дни» и откуда в 1920 году Иван Бунин уплыл в эмиграцию. Как оказалось - навсегда.
| |