15161718192021

Найдено новое объяснение аномалии "Пионеров"

15 августа 2012 г. в 14:12Все новости за 15 августа 2012 г.
Хотя движение в космическом пространстве не такое напряжённое, как на городских улицах, контроль перемещения космического аппарата более жёсткий, чем автомобиля. Искусственные тела перемещаются к другим планетам по заранее рассчитанной траектории и с определённой скоростью.

Инженеры следят за цифровыми показателями и сильно нервничают, когда что-то идёт не по плану. Именно так произошло в 1980 году, когда специалисты NASA обратили внимание на необъяснимое уменьшение ускорения космических аппаратов «Пионер-10» и «Пионер-11», мчащихся в сторону межзвёздного пространства.

Причинами такого эффекта могли стать и солнечное притяжение и неполадки в самих аппаратах. Однако первое уже было учтено и лежало в основе полётных расчётов, поэтому поначалу учёные списали торможение на неполадки.

Позднее другие межпланетные перелёты указали на наличие стабильного небольшого отклонения от ожидаемой траектории движения из-за замедления, вызванного силой неизвестной природы.

Поначалу учёные решили, что дело в гравитационном воздействии, впоследствии в изменении ускорения попытались обвинить гипотетическую тёмную материю, наконец, была исследована возможность торможения за счёт теплового эффекта, который оказывают генераторы энергии аппаратов, содержащие радиоактивный плутоний. Однако все эти возможные объяснения со временем были опровергнуты.

На этот раз аномалия, долгое время остававшаяся загадкой для астрофизиков, нашла новое объяснение. В препринте статьи специалисты NASA рассказывают, что причиной торможения является тепловой эффект, вызванный нагреванием конструкции аппаратов.

«Мы знаем, что Солнечная система подчиняется законам Эйнштейна и Ньютона, однако, запустив "Пионеров", мы обнаружили небольшую силу, не соответствующую нашим расчётам, - рассказывает один из авторов исследования Вячеслав Турышев (Slava Turyshev) из Лаборатории реактивного движения. - Это заставило нас думать, что космические аппараты оказались под влиянием нового физического явления, открытие которого было бы крупным достижением для науки».

Чтобы понять причины аномалии, учёные создали трёхмерные модели «Пионера-10» и «Пионера-11» и рассчитали теплопроводность аппаратов, используя данные полётной телеметрии в качестве пограничных условий.

Оказалось, что тепло, источником которого является электрический ток, протекающий в аппаратах, оказывает малое, но достаточное для объяснения аномалии воздействие на скорость движения аппаратов.

«Представьте, что когда вы едете на автомобиле, фотоны, вылетающие из фар, толкают вас назад», - объясняет Турышев.

Впрочем, по словам самого специалиста, остаётся 18-процентный показатель неопределённости в том, что найдено верное объяснение аномалии. Однако учёный уверен в правильности данной интерпретации.

Так это или нет, покажет тщательный анализ статьи, который будет проводиться экспертами перед публикацией материала в научном журнале.